Найдите исполнителя для вашего проекта прямо сейчас!
Разместите заказ на фриланс-бирже и предложения поступят уже через несколько минут.

Предпосылки и первопроходцы

Арт-хаусное движение в искусстве зародилось еще в 1910-20-е годы благодаря пионерам авангарда. Сальвадор Дали в творческом союзе с режиссером Луисом Бунюэлем выпустил ряд сюрреалистических картин (“Золотой век” - 1930, “Андалузский пес” - 1929), которые полностью лишены сюжета, линейной последовательности, рациональности или символизма, а наполнены сменяющимися образами по принципу сновидений, навеянными популярной теорией психоанализа. Американским оскароносным режиссером Дэвидом Уроком Гриффитом в 1916 году был снят эпический киношедевр эпохи немого кино - “Нетерпимость”, который является этапной кинокартиной в развитии мировой киноиндустрии, в том числе и арт-хауса. Переломное в истории России время - начало ХХ века - отразилось и в искусстве, а ярчайшая киноработа “Броненосец “Потемкин” советского гения режиссуры Сергея Эйзенштейна, снятая с элементами арт-хауса и сюрреализма в 1925 году, неоднократно возглавляла топ рейтинг фильмов “всех времен и народов”, а также и поныне является наиболее цитируемой кинокартиной. Именно в 20-е годы прошлого столетия стало формироваться общественное мнение, разделяющее кинопродукцию на две категории: развлечение и искусство. Причиной тому послужили яркие работы итальянских футуристов Бруно Корра и Арнальдо Джинна (1919-1920), французских авангардистов-дадаистов (Cinéma pur), немецкими “абсолютными” режиссерами (яркая киноработа Ханса Рихтера - Rhythmus 21 (1921) в стиле абстракционизма). Мир искусства стремительно менялся и арт-хаус именно на заре ХХ столетия получил статус интеллектуального кино.

Арт-хаус: “новая волна”

Понятие “арт-хаус” сформировалось примерно в 40-е годы ХХ столетия. Именно так назывались кинотеатры, где происходил прокат довоенных кинематографических лент и кинокартины иностранного производства, например итальянских режиссеров-неореалистов Роберто Росселлини (“Рим - открытый город” - 1945, “Пайза” - 1946), Витторио де Сика (“Похитители велосипедов” - 1948). “Сознательный ход арт-хауса”, совершенный итальянцами, оказал значительное влияние на французских кинематографистов и конец 50-х годов ХХ века был назван критиками как “Новая волна арт-хауса”. Эти кинематографические работы представляли симбиоз итальянского неореализма и голливудского мейнстрима: “Красавчик Серж” Клода Шаброля (1958), “Четыреста ударов” Франсуа Трюффо (1959). В 60-е годы термин “арт-хаус” стал эвфемизмом европейского кино “новой волны”, а к 70-м также для описания художественной кинопродукции порноиндустрии. Широкая трактовка термина обращает к большому перечню кинематографических работ под единым определением “артхаусный фильм”:
  • культовый хоррор Хичкока;
  • экспериментальный андеграунд, “проповедующий” эпатаж и бунтарство;
  • европейские авторские фильмы с идеей “сексуальной революции”;
  • “независимые” американские киноработы.
В этот же период выходит первая эротическая киноработа эпатажного Энди Уорхола “Blue Movie” (1969), ознаменовавшая Золотой век порно и культурный стиль “порно-шик”, широко культивировавшийся сначала в США, а затем и по всему миру. К 2000-м, арт-хаус стилистически четко стал обозначать категорию независимых киноработ, однако при финансовой поддержке крупнейших киностудий, что вызывает немало споров среди критиков в отношении “независимости” таких фильмов.

“Новейшая история” арт-хауса

“Кино не для всех” - именно так современность трактует термин “арт-хаус”. Это некоммерческие киноработы с низким бюджетом, которые имеют ряд характерных отличий от “голливудского стандарта”:
  • фокусирование на мыслях, выводах и ощущениях персонажей;
  • отсутствие четко прослеживаемой сюжетной линии;
  • акцент на социальный реализм;
  • авторское видение режиссера.
Арт-хаусные фильмы невозможно “уложить” в рамки привычных жанров, будь то комедия или мелодрама, так как они за пределами этих понятий.По сути, “арт-хаус” - это пафосное наименование всем известного авангарда и, зачастую, любимые и часто просматриваемые киноработы вдруг оказываются “кино не для всех”. Джим Джармуш - “Мертвец” (1995)Даррен Аронофски - “Реквием по мечте” (2001)Ларс Фон Триер “Догвилль” (2003)Ян Самюэль - “Влюбись в меня, если осмелишься” (2003)Михаэль Ханеке - “Пианистка” (2001)

Йоргос Лантимос - “Лобстер” (2015)Николас Виндинг Рефн - “Неоновый демон” (2016)Джулиан Розенфельдт - “Манифесто” (2016)

Линн Рэмси - “Тебя здесь никогда не было” (2017)Лу Жене - “Куриоса” (2019)Юрий Норштейн - “Ежик в тумане” (1975)