Найдите исполнителя для вашего проекта прямо сейчас!
Разместите заказ на фриланс-бирже и предложения поступят уже через несколько минут.

Все, кто бывал на территории Санкт-Петербургского государственного университета на Васильевском острове, наверняка знают где там расположено историческое здание химического факультета. На этом здании висит мемориальная доска, освященная Дмитрию Ивановичу Менделееву, а внутри с времен великого русского химика свято сохраняется знаменитая "менделеевская аудитория". Все это теперь называется "Менделеевский центр".

Но только те, чья жизнь была тесно связана с Большим университетом и Васильевским островом, знают, что совсем рядом с "Менделеевским центром" до недавнего времени находились полузаброшенные но добротные постройки, которые назывались "склады купцов Елисеевых". Почему я говорю "до недавнего времени"? Потому что в начале 2000-х на их месте построили грандиозный отель сети "Сокос" и еще какие-то бизнес-учреждения. А рядом воздвигли еще и очередную "градостроительную ошибку" - жилой комплекс "У ростральных колонн".

При таком масштабе строительства исторический слой оказался, конечно, полностью разрушен и, боюсь, вместе с ним почила в бозе и очередная историческая загадка - секретная лаборатория Менделеева, находившаяся в подвалах Елисеевских складов.

В 90-е годы, когда я учился в СПбГУ, мне удалось побывать в этих подвалах. Случилось это, как все и бывает в ветренные студенческие годы, спонтанно. Кто-то вместо скушной лекции в той самой "менделеевской аудитории" предложил развлечение: "А давайте полазаем по тем пакгаузам, которые на Биржевой? Вдруг найдем что-то интересное". В те достопамятные годы в городе царила разруха. Расселенные и заброшенные дома появились по всему городу. Мне и моим однокашникам тогда уже не впервой было обследовать такие вот "приметы времени".

И мы пошли. Благо это было рядом. Потом я удивлялся - на сколько рядом...

Я не буду описывать весь путь - сейчас это уже не имеет смысла. Но в конце концов, мы оказались в каком-то полуподвале. Это был обычный с виду подвал с разводами плесени на сводчатых кирпичных стенах, торчащими из стен странными металлическими креплениями и горами мусора на полу. Меня только немного удивила глубина: нам пришлось спуститься по довольно длинной но узкой каменной лестнице. Между тем, подвал не был затоплен. Гидроизоляция? Или просто сухое место среди водянистых питерских грунтов? Окошки, через которые едва проникал свет, были где-то совсем высоко. У нас на всех был один фонарик. Кто-то щелкал зажигалкой. Темнота. Сырость. Мы выползли обратно.

На поверхности мы почти сразу стокнулись нос к носу с каким-то старичком.

- Тоже лабораторию лазали искать? - лукаво усмехнулся он.

- Какую лабораторию, дядя? - спросил я отряхиваясь.

- Так знамо какую, - усмехнулся дед, - Менделеева!

- А что, она здесь? А я думал - на химфаке, - я махнул рукой в сторону, откуда мы пришли.

Старичок смерил меня взглядом, будто прикидывая, стою ли я того, чтобы узнать его тайну. Видимо, осмотр его удовлетворил, потому что он сказал следующее:

- Здесь были склады братьев Елисеевых. А Менделеев им вина французские подделывал так, что не отличишь. А здесь где-то в подвалах у него секретная лаборатория была, которую потом замуровали. Сто лет ее ходят и ищут. Я еще мальчишкой вроде вас лазал и искал.

- Ну и нашли?

- Что?

- Лабораторию Менделеева.

- Нашел или нет, это не твое дело. Шли бы вы отсюда, ребята. Тут одного такого "искателя" год назад стенкой придавило...

Так я узнал о тайной менделлевской лаборатории, якобы находившейся практически в двух шагах от его основного места работы. И где-то на задворках моего сознания с тех пор всегда присутствует мысль, что я был совсем рядом от настоящей тайны. Может быть тогда, в том полуподвале из моих студенческих лет за двойной кладкой старинного кирпича и находилась та самая замурованная лаборатория? Я представляю себе запыленные ряды колб, реторт и банок темного стекла с пожелтевшими этикетками, на которых еще можно прочесть латинские и русские названия хранившихся в них веществ, увитые паутиной стеклянные трубки и стоящие у стен бутыли, готовые принять в себя "винный продукт" а-ля Менделеев. А у секретного входа в лабораторию на вешалке висят полуистлевший плащ и шляпа великого химика...