Найдите исполнителя для вашего проекта прямо сейчас!
Разместите заказ на фриланс-бирже и предложения поступят уже через несколько минут.

1.    Финансовая отчётность.

В соответствии с Законами Гонконга о Компаниях и о Внутренних Доходах, все гонконгские компании должны вести надлежащую бухгалтерскую отчетность вне зависимости от того, ведется их бизнес в Гонконге или за его пределами. Бухгалтерские записи и отчётность в соответствии с решением директоров должна храниться в зарегистрированном офисе компании или в другом месте. В Гонконге бухгалтерская отчетность предоставляется не в Реестр Компаний, а налоговым органам.

Подготовка отчётности компании и её аудит обязательны. При необходимости налоговый инспектор вправе потребовать от аудиторов, которые обслуживают компанию, прочую информацию и документы. В случае непредставления информации, затребованной налоговыми органами у аудиторов (они последовательно запросят эту информацию у владельцев компании) доход компании или выручка могут быть обложены налогами, с начислением штрафов. Эти решения налоговой инспекции могут быть обжалованы только в суде. Причем, скорее всего, до судебных слушаний придётся перечислить сумму налога в двойном размере. По Закону о Внутренних Доходах сумма налога за отчётный период является суммой определяющей обязательный аванс по налогам за следующий период, в случае если компания не будет иметь прибыли в следующем периоде или прибыль окажется ниже вышеопределённой налогооблагаемой базы, разница возмещается налогоплательщику.

2.    Офшорная деятельность и офшорный доход (территориальный принцип)

 

2.1.        Определение территориального принципа

Гонконг принимает территориальный принцип источника налогообложения. Только прибыль, которая имеет источник в Гонконге, облагается налогом. Прибыль от источников за его пределами не подпадает под налог на прибыль в Гонконге. Принцип сам по себе очень ясный, однако, его применение в конкретных случаях может быть, время от времени, весьма спорным и непоследовательным. Для применения на практике этого принципа, есть несколько критериев, которые будут изложены ниже, далее по тексту.

Прежде всего, необходимо отметить ещё раз, что при необходимости, которую они сами определяют, налоговые службы Гонконга (Inland Revenue Department) вправе сделать запрос на предоставление полной финансовой отчетности с подтверждением первичных документов (выписки по банковскому счету, счета и договора по каждой сделке).

2.2.        Требования к отчётности по офшорным доходам

В случае, если прибыль получена от источников, находящихся за пределами Гонконга, и не подлежит налогообложению в Гонконге, то при подаче аудированной отчётности компании в налоговые органы подаётся запрос на предоставление офшорного статуса (т.е. off-shore claim для целей освобождения дохода от налогов).

2.3.        Запросы налоговых органов

Компании регулярно получают запросы (так называемый Tax Return) от налоговых органов. Налоговый запрос не всегда связан с получением Оффшорного статуса, иногда он связан со стандартной процедурой проверки наличия деятельности компании. Так, запрос ранее обрабатывали аудиторы и после согласования ответов на вопросы с клиентом, они же направляли в налоговый орган письмо с разъяснениями, и осуществляли дальнейшее представление интересов компании перед налоговым органом. Такая процедура по сегодняшний день осуществляется первый раз после подачи декларации по налогу на прибыль за первый год, в течение которого компания получила прибыль. Если характер деятельности компании не изменяется, то подобная процедура повторяется с периодичностью в 1-1,5 года. В случае, если подаётся non-trading (т.е. отчёт компании, не осуществлявшей деятельности в отчётном периоде), то следующий запрос от налоговых органов приходил только через 2 года. Однако, теперь, налоговые инспекторы очень внимательно следят за подачей запросов на предоставление офшорного статуса. В связи с этим, для определения источника происхождения прибыли они направляют уже в адрес компании (через секретарей или аудиторов) письмо, содержащее более 20 вопросов. Среди них:

1) Организационная структура компании, информация об учреждении ее структур в Гонконге и за рубежом (месторасположение и размер офиса, количество сотрудников и их имена, должности, обязанности, размер заработной платы, компенсационный пакет);

2) Описание действий компании в процессе получения прибыли с указанием имени ответственного лица и места проведения сделки (осуществление контактов с покупателем/поставщиком, установление цены, подготовка и подписание контрактов о покупке/продаже товаров, хранение и доставка товаров);

3) Финансирование покупки товаров, осуществление платежей поставщикам;

4) Способы расчетов с клиентами (вексель, аккредитив и др.);

5) Копии договоров с каждым из контрагентов, их наименования (имена), адреса.

Ответы на это письмо являются обязательными и по результатам обработки запроса налоговыми органами выносится решение о поддержании офшорного статуса дохода компании или о налоговом обязательствах.

3.    Основные принципы определения источника прибыли

Гонконгские суды на протяжении многих лет пытаются опередить, что считать подтверждением источника прибыли. Следующие принципы возникли из практики судебных решений, и применяются судебными и налоговыми органами (при запросах в ответ на off-shore claim) и последующих разбирательствах:

3.1.        Сбор доказательств

Вопрос о местонахождении источника прибыли является сложным и требует отдельного обоснования. Универсальных правил нет, они могут меняться в зависимости от конкретного сценария. Откуда возникает прибыль, и происходит ли она из Гонконга, зависит от характера прибыли и операций, которые приводят к такой прибыли. Для этих целей налоговым органам необходимо производить сбор доказательств, который они осуществляют посредством запросов к компаниям, подающим на офшорный статус. Поэтому, если компания получила прибыль и желает её подать в качестве офшорного дохода, она должна быть готова к предъявлению соответствующих документарно- подтверждаемых доказательств налоговым органам.

3.2.        Тест операций

Не смотря на заверку отчётности аудиторами, отчёт которых основывается на проделанных ими тестах, проверка налоговой инспекции имеет несколько другие цели, связанные с изучением и оценкой факта получения прибыли.  Так, основным принципом   является необходимость определить, что налогоплательщик сделал, чтобы заработать проверяемую прибыль, и где конкретно он её заработал. Другими словами, правильный подход, с точки зрения налоговых органов, заключается в выявлении операций, которые генерируют соответствующую прибыль и определение того, где эти операции имели место. Источник прибыли, при этом, должен быть связан именно с деятельностью налогоплательщика, которую он осуществляет, а не с действиями, например, других членов группы налогоплательщика. Таким образом, налоговые органы делают выборку по отдельным операциям компании (связанным с получением дохода),  запрашивают все подтверждающие документы к ним и прослеживают их до источника, а также до возможных последствий (например, от инвойса на покупку товара, до инвойса на продажу этого же товара, при торговых операциях)

3.3.        Предшествующая или случайная деятельность

Проверяемые налоговыми органами операции обычно не отражают всю деятельность налогоплательщика. Упор при этом делается на определении географического положения  конкретного источника прибыли операций налогоплательщика вне связи с предшествующей этим операциям или случайно связанной с этим деятельностью. Так, производство товара в Украине, но получение средств, при его продаже, от Гонконгской компании,  определяет источник прибыли, как Гонконг, что делает невозможным получение офшорного статуса для этого дохода. Также и с услугами, приобретение исследовательских материалов в Индии (например), оказание услуг в какой-либо третьей стране, не является основанием для получения офшорного статуса, если вознаграждение будет получено от Гонконгской компании. Поэтому иметь в контрагентах у Гонконгской компании гонконгскую компанию крайне нежелательно, если компания предполагает подавать на офшорный статус прибыли. 

3.4.        Место, где решение принимается

Одной из непосредственных задач, при проверке налоговыми органами, является необходимость определить, где принимаются основные решения регулирующие деятельность компании. Причём, место, где изо дня в день принимаются решения, является один из многих факторов (выше и нижеперечисленных), которые будут приняты во внимание при определении источника прибыли. К сожалению это не  является правилом или решающим фактором. Поэтому его определение рассматривается вместе с другими факторами и подтверждающими документами. Однако, невозможность подтвердить вышеуказанное место или неполные доказательства приведут к отказу в офшорном статусе и вытекающим из этого налоговым последствиям.

3.5.        Валовая прибыль от операций

Прибыль, полученная в Гонконге и за его пределами, не разделяется. Поэтому, в случае отказа в офшорном статусе,  в качестве налогооблагаемой базы будет рассматриваться валовая прибыль.

3.6.        Присутствие за рубежом

Бизнес гонконгской компании может иметь месторасположение за рубежом, там где он зарабатывает прибыль, т.е. за пределами Гонконга. Отсутствие делового присутствия за рубежом, само по себе, не означает, что вся прибыль от Гонконгской компании неизменно возникает или происходит из Гонконга. Однако, в подавляющем большинстве случаев, когда основное место деятельности находится в Гонконге, и нет (или не доказано) делового присутствия за рубежом, полученная от этой деятельности прибыль, с высокой вероятностью, будет облагаться налогом на прибыль в Гонконге.

4.    Отдельные случаи и практика ведения деятельности

4.1.        Ключевые сотрудники и место заключения сделок

Место принятия решений подтверждается обычно установкой места, где подписываются контракты (название города). Однако, ключевые сотрудники, имеющие право подписи и распоряжения банковскими счетами, будут всё равно проверены на предмет пребывания в Гонконге с помощью запроса сканов соответствующих страниц паспорта. Если выяснится, что на момент подписания  соответствующего контракта они были в Гонконге,  то контракт будет считаться подписанным в Гонконге, со всеми вытекающими последствиями. 

4.2.        Номинальные директора, резиденты Гонконга

Сам по себе факт наличия и подписания контрактов гражданином/резидентом Гонконга, номинальным директором, не является отрицательным моментом. Ранее (до осени, 2010 года) он вообще не считался отягощающим что-либо. Кроме этого, если резидент Гонконга выезжал, то он мог подписывать документы за его пределами. Однако, теперь наличие этого факта, при условии совокупности других фактов (отсутствия документов, доказательств и пр.), может значительно повлиять на лишение офшорного статуса. Поэтому в качестве номинальных директоров и ответственных лиц должны привлекаться только нерезиденты Гонконга

4.3.        Подтверждение деятельности (Документы)

Целью налоговой проверки в любой налоговой системе является поиск подтверждения оснований для расчёта или освобождения от налогов. Однако, параллельной задачей в нынешнее время, с учётом налоговых инициатив CША, стран OECD, FATF и прочих организаций, является подтверждение факта самих операций с целью борьбы с отмыванием денежных средств и отклонения от уплаты налогов. Для этого запрашивается e-mail переписка по сделкам (она также косвенно подтверждает местонахождение и географию деятельности) и дополнительные документы к каждой сделке. Так, если ранее было достаточно инвойсов, теперь требуются ТТН, налоговые декларации и прочие документы, дополняющие и ссылающиеся на инвойсы. Налоговые органы Гонконга не обязывают компании иметь несколько документов на каждую операцию. Критерий тут простой и связан с сутью самой операции. Скажем, при приобретении товара на продажу, компания должна его где-то хранить, а поставщик, при наличии соответствующих условий, поставить его по накладной на склад покупателя. Соответственно, к инвойсу поставщика будут запрошены складские и транспортные документы к такой поставке. Эти требования основываются на общепринятой логике проведения операций и не противоречат правилам учёта, но подтверждают факт совершения операции.

4.4.        Подтверждение деятельности (Расходы)

Ранее для получения офшорного статуса можно было сделать простую заявку. Хотя требования к документам (их ведению, хранению), самой отчётности не менялись, они проверялись выборочно, редко и снисходительно. Так, доходы полученные группой, изложенные в отчётности гонконгского предприятия, но обеспеченные расходами других не гонконгских предприятий-членов группы (т.е. фактически осуществлённые ими, а не гонконгской компанией, поэтому неотражённые в её отчётности), принимались налоговыми органами без углублённого изучения. Теперь, доход, полученный гонконгской компанией, не может не иметь понесённых компанией расходов. Причём к этим расходам не относятся расходы на аудит, бухучёт и администрирование. То есть, полученный доход должен быть связан с расходом по его получению. Например, получение комиссионного вознаграждения может быть связано с расходами на переговоры, заработную плату работников, покупку информационных продуктов, арендой офиса и пр. Соответственно на все эти расходы должны быть представлены документы – договора, инвойсы  и пр. Отсутствие расхода при получении дохода рассматривается теперь, по меньшей мере как объект налогообложения, по большей как подозрительная деятельность (это может повлечь за собой весьма серьёзные последствия).  

4.5.        Высокомаржинальный доход

Уровень маржинального дохода обычно свидетельствует о прибыльности операций компании. Слишком высокая маржа (в два или три, и более, раза превышающая уровень, принятый для вида деятельности компании) обычно свидетельствует о значительном риске операций и может вызвать подозрения у налоговых органов как в уклонении от налогов в какой-либо юрисдикции, так и фиктивности деятельности. Компания с высоким уровнем маржинального дохода должна быть готова к глубокой документарной проверке.