Найдите исполнителя для вашего проекта прямо сейчас!
Разместите заказ на фриланс-бирже и предложения поступят уже через несколько минут.

Креативность - врожденное свойство или приобретаемое? Реально ли развить в себе творческие способности путем тренингов и саморазвития? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах, которые интересуют многих современных людей: руководителей, начинающих карьеристов, родителей, бизнесменов...

Начнем с того, что в науке нет единого определения термина «креативность». Её определяют и как общую способность к творчеству, и как относительно независимый фактор одаренности, и как способность рождать идеи, создавать новые продукты и услуги.

Что касается роли наследственных и средовых факторов, то, например, английский ученый Френсис Гальтон, (кстати, родственник Чарльза Дарвина, не менее талантливый), говорил о врожденной природе человеческого таланта. Начав с себя, и Дарвина, в своей работе «Наследственный гений» он проанализировал биографии многих людей, талант которых был признан обществом, а также их потомков и родственников. На основании своих исследований он выяснил, что многие выдающиеся способности действительно передаются по наследству.

Известный российский психолог Борис Теплов предлагал своеобразную «лестницу» проявления творческого потенциала личности – способности, одаренность (как своеобразное сочетание способностей), талант и гениальность. При этом, по его мнению, талант можно и нужно развивать, а проявление гениальности непредсказуемо и не гарантировано даже при наличии специальных трудовых усилий. Надо сказать, что и основоположник учения о системном психоанализе Виктор Толкачев придерживался такого же мнения. Свое виденье взаимосвязи способностей, одаренности, таланта и гениальности он изложил в книге "Роскошь системного самопознания".

И все-таки, проблема соотношения генетических и средовых факторов до сих пор остается открытой.

А на сколько справедливо ли утверждение «талантливый человек талантлив во всем»? Креативность является универсальным качеством, или разные ее виды (образная, вербальная) могут существовать независимо друг от друга?

Талантливый человек действительно может проявлять свою креативность в разных областях деятельности. Лермонтов был поэтом, прозаиком и художником; Бородин — композитором, химиком, медиком; Высоцкий и Визбор — актером, поэтом, бардом. Вместе с тем, быть одинаково талантливым во всем трудно и для большинства людей невозможно. Да и не необязательно. Обычно всё-таки основное занятие, призвание является для человека главным. Но в жизни каждого, помимо "главного", есть еще то, что называется "увлечением", "хобби", "сферой интересов", где человек также может достичь многого.

Не забудем, что различные этапы творческого процесса порой требуют от человека противоположных качеств. Именно отсюда появляется рекомендация работать в команде. Чрезвычайно редко один человек совмещать в себе все необходимые для творчества черты, и поэтому коллектив остается самым эффективным способом организации творческого процесса для подавляющего большинства землян.

Британский ученый Грэм Уоллес выделял 4 стадии мыслительного процесса. Сами этапы он назвал «подготовкой», «созреванием», «озарением» и «проверкой». Самым необходимым навыком, помимо способности к выдвижению оригинальных идей, он считал критическое мышление, включаемое на этапе реализации найденной идеи. На первой и заключительной стадиях важны такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, дисциплинированность мышления.

Из этого опыта следует разделение функций в творческих коллективах, в которых нужны креаторы (генераторв идей), критики, управленцы, контролёры и т. д. Если удается создать такую творческую команду, с особой атмосферой принятия, свободы творчества, открытости опыту, дружеских контактов, то это большая удача.

У некоторых людей существует некая врождённая тяга к творчеству. Многочисленные данные говорят о существовании фундаментальной, универсальной потребности к познанию, которая проявляется уже в младенческом возрасте и сопутствует человеку всю жизнь. Великий физиолог Иван Павлов называл эту врожденную тенденцию ориентировочным рефлексом, или рефлексом «Что такое?» Он сродни любопытству, переходящему в любознательность, внимательности к миру и познавательному интересу к нему. Причем эта познавательная потребность не является стремлением к равновесию, к снятию напряжения. Она в каком-то смысле бескорыстна и самоценна, хотя, с другой стороны, обеспечивает адаптацию организма, индивида и личности к окружающей среде. В этой потребности сосуществуют и адаптивность, и неадаптивность.

Важной характеристикой, способствующей творчеству, является внимание к проблеме. Способность сосредоточиться на главном, не отвлекаться на посторонние раздражители — одно из главных условий творчества. Многие выдающиеся умы человечества отмечали, что гений — это внимание. Интересно, что классики психологии, такие, например, как Уильям Джеймс, фактически отождествляли внимание и волю. Объект нашего внимания может притягивать нас непроизвольно, а порой нужно именно удерживать внимание путем волевого усилия. В то же время в ситуациях творческого подъема, вдохновения, то есть в ситуациях включенности в «поток» активности, творческий процесс сопровождается ощущением счастья и протекает как бы сам собой, без волевых усилий.

Мотивация творческой деятельности – это главный активизирующий фактор творчества. Ницше говорил, что если человек знает, «зачем» он действует, он может вынести любое «как». Он может «свернуть горы», «преодолеть преграды», если его действия имеют для него глубокий личностный смысл. Смыслообразующий мотив творчества представляет собой внутреннюю необходимость совершения креативного действия. Если человек пуст изнутри, если у него нет смыслообразующих мотивов, если ему попросту неинтересно жить, о каком творчестве может идти речь?

Организация внешних условий, способствующих творчеству или дополнительных деятельностей, стимулирующих творчество, безусловно, возможна. Здесь основная направленность должна быть на сочетание разных видов креативности. Опора на искусство, подпитка творческих идей из других областей очень важна. Велика роль музыки, литературы, поэзии и даже мифологического мышления. Все условия, способствующие творческому процессу, лишь повышают вероятность достижения творческого результата, не гарантируя его достижение. Но повышать вероятность надо.

Некоторые ученые смотрят на творческую личность, как на психическое отклонение от нормы. Начало такому подходу в исследовании творческих личностей положил итальянский судебный психиатр и антрополог Чезаре Ломброзо. В своей книге "Гениальность и помешательство" он проанализировал биографии известных личностей и выявил случаи встречавшихся у них психических заболеваний, а также провел параллели между особенностями мышления "помешанных" и гениев: в частности, через сравнение продуктов их творчества. По его мнению, вследствие того, что в психической деятельности гениев сильно выражена активность бессознательного, им свойственна повышенная возбудимость, болезненная эмоциональная чувствительность, частые смены настроения. Ломброзо приводит многочисленные примеры талантливых людей, страдавших разнообразными психическими расстройствами. Эпилепсией болели Петрарка, Достоевский, Александр Македонский, Наполеон. Депрессии посещали Руссо, Мендельсона, Ван Гога и многих других. Симптомы фобий, паранойи и ипохондрии отмечали у Моцарта, Байрона, Ньютона, Россини и Жорж Санд. Поэт Максимилиан Волошин справедливо отмечал, что «нечто общее есть между безумием Ницше и безумием Врубеля». Список можно продолжать.

Творчество ли доводит творца до безумия или, может быть, безумие толкает к творчеству? Это вопрос дальнейших исследований.