Жан Боден (Jean Bodin)
Разместите заказ на фриланс-бирже и предложения поступят уже через несколько минут.
http://www.cult-turist.ru/country-topics/1585/?q=524&it=1585&tdp=hlptr
Жан Боден (Jean Bodin), 1529 или 1530 – 1596
Французский философ, политик, экономист, правовед, основатель науки о политике и теории «государственного суверенитета» Жан Боден родился в Анже в 1529 (по другим данным, в 1530)
году в семье мастера портновского цеха. В раннем возрасте был отдан в
монастырь кармелитов в Анже, где стал послушником. Около 1550 года он
отправился в Париж, где слушал лекции в университете и обучался в
Королевском колледже (сегодня – Коллеж де Франс). В 1550-е годы Боден
изучал, а затем преподавал римское право в университете Тулузы. В 1561
году вернулся в Париж и стал работать адвокатом в парижском суде. Там же
он сблизился с кружком «Политика», члены которого в ситуации начавшихся
религиозных войн отстаивали идеи веротерпимости и сильной королевской
власти.
В 1566 году Боден опубликовал принесшую ему известность книгу «Метод легкого изучения истории» (Methodus ad facilem historiarum cognitionem). В ней на основе размышлений над историей он попытался сформулировать своё учение о происхождении народов и
человеческого общества, государства и государственной власти и проводил
идею об исключительном влиянии географической среды и климата на их
формирование.
Через десять лет свои политические идеи Боден развил в сочинении «Шесть книг о государстве» (Les six livres de la République).
По Бодену, государство – это вершина экономического, социального и
культурного развития общества, это политическое объединение, имеющее
независимую власть и не подчиняющееся никакой внешней власти. Суверенная
власть государства – это всегда постоянная власть, которая отличается
от временной власти; это всегда абсолютная власть, — власть, не
ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее
передать другому лицу как собственник. На вершине государства должен
стоять суверенный наследственный монарх, правящий с почти неограниченной
властью и независимо от политических группировок в его государстве. В
то же время суверен связан божественными и естественными законами,
едиными у всех народов. Эта суверенная власть едина и неделима, её
решения обязательны для всех, поэтому наилучшая форма правления по
Бодену – абсолютная монархия, которая как форма суверенитета значительно
выигрывает перед демократическим и аристократическим политическим
режимом.
Ранее, в 1568 году, Боден опубликовал исследование «Ответ на парадоксы Малеструа...» (Réponse aux paradoxes de M. de Malestroit...), в котором, анализируя феномен инфляции, утверждал, что
для стран Европы она является последствием Великих географических
открытий, слишком сильным расширением средств платежа из-за увеличения
притока золота и серебра из Америки. Боден был среди первых, кто указал
на взаимосвязь между количеством товаров и суммы денег в экономике и
явился основоположником «теории количества денег» в обращении.
В это время, как и большинство кружка «политиков», был близок ко двору младшего брата короля Карла IX герцога Алансонского и Анжуйского Франсуа (François de France). Впоследствии пользовался расположением Генриха III (король в 1574 – 1589 гг.). В 1576 году был
избран депутатом Штатов Блуа от «третьего сословия» Вермандуа. Там Боден
стал выступать против намерения короля отменить эдикт умиротворения,
ратовал за прекращение противостояния между католиками и протестантами,
пытался повлиять на католическую партию. Одновременно выступал против
требования короля разрешить отчуждать в его пользу общественные земли. В
результате, Боден потерял расположение короля и устремился к герцогу
Франсуа, который одарил его милостями.
В 1581 году как секретарь герцога Франсуа он сопровождал его в поездке в Англию, куда тот отправился искать руку королевы Елизаветы. На службе у герцога Боден оставался до его смерти в
1584 году. В это время он стал склоняться к поддержке Католической Лиги.
В 1587 году к нему по наследству от тестя перешёл пост генерального прокурора Лана. Жан Боден, как и многие люди того времени, верил в колдовство, нумерологию, астрологию и демонов и в 1580
году издал «Демономанию колдунов» (Demonomanie des sorciers), в которой
доказывал реальность существования ведьм и колдовства, обосновывал
законность их преследования, решал при этом юридико-процессуальные
проблемы расследования и рассмотрения этой категории дел. Теперь же на
посту прокурора он, по его собственным признаниям, принимал участие в
процессах над обвиненными в колдовстве двумя сотнями женщин, многие из
которых были сожжены на костре. Несмотря на приверженность суевериям,
сам Боден склонялся скорее к атеизму, о чём говорит опубликованный через
год после «Демономании» «Семичастный разговор о секретах высших истин»
(Heptaplomeres sine colloquium de rerum sublimum areanis abditis) – спор
представителей мировых религий и натурфилософа о преимуществах каждой
из них. В этом произведении Боден проводил мысль о естественном
происхождении религии и критиковал основные христианские догматы. Этим
произведением Боден предостерегал людей от споров по поводу веры и
обосновал необходимость веротерпимости.
После работы прокурором Боден был мэром Лана и занимал этот пост два срока подряд. В 1589 году он объявил этот город сторонником Католической лиги, а через несколько лет убедил жителей Лана признать короля Генриха IV Бурбона. Умер Боден в 1596 году в Лане во
время эпидемии бубонной чумы и был похоронен в церкви кармелитов.