Фрилансеры предложат свои варианты уже через несколько минут!
Публикация заказа не займет много времени.

Энциклопедия моды. Конструирование одежды

Конструирование одежды
Конструирование одежды – это процесс проектирования чертежа, который представляет собой развертку поверхности тела человека с учетом прибавок на свободу облегания и движение.  Существуют два основных направления в конструировании: для промышленного производства с использованием стандартных размерных признаков и для индивидуального пошива на основе мерок, снятых с конкретной фигуры.

Понятие конструкции одежды
Процесс конструирования заключается в создании базовой конструкции на основе индивидуальных или стандартных измерений. Цель конструирования – проектирование чертежа, который максимально точно описывает форму тела, воплощает силуэт, конструктивные и модельные линии изделия. Качество готового изделия зависит от точности взятых измерений фигуры, от выбранной методики конструирования и правильности расчетов.
Корректная конструкция швейной и трикотажной одежды должна соответствовать характеристикам:
  • Учитывать технические свойства материала, от гигроскопичности до пластичности.
  • Иметь правильный баланс и посадку на фигуре.
  • Обеспечивать комфорт изделия в носке.
  • Отражать идею дизайнера в пропорциях и линиях.
  • Быть технологичной в производстве.

Для реализации качественного изделия необходимы базовые навыки конструирования, знания технологии и материаловедения. Конструирование и моделирование одежды состоит из этапов:
  • Анализ технического рисунка, созданного дизайнером.
  • Анализ тканей и материалов, из которых будет изготовлено изделие.
  • Изучение технологических приемов и узлов, применяемых для отшива конкретного изделия.
  • Выбор методики конструирования.
  • Снятие мерок с фигуры или выбор стандартных измерений.
  • Построение сетки чертежа и базовой конструкции.
  • Моделирование основы.

Моделирование – это один из этапов проектирования деталей, который выражается в нанесении дополнительных, модельных линий на основу чертежа. На одной базе с помощью моделирования можно создать множество вариаций изделий.
В зависимости от способа изготовления и поставленных задач, следующие этапы заключаются в изготовлении лекал, проверки конструкции на макете.
Если модель одежды готовится для массового производства, то доработанные лекала градируются по размерам и ростам. Крайние из них проверяют еще раз, с отшивом и примеркой изделия.
Методы конструирования одежды
В современной отечественной и мировой школе кроя применяют две принципиальные системы проектирования одежды:
•      муляжные;
•      расчетно-графические методики.
Муляжные методы используют для создания изделий высшего качества, в индивидуальном производстве, для оценки внешних свойств материалов, например, эластичности, драпируемость, растяжимости. Расчетные методы лежат в основе всех методик для массового производства, в том числе современных методик САПР.
Все существующие системы конструирования основаны на создании плоского чертежа, максимально точно описывающего трехмерную фигуру человека или объекта. Точность реализации проверяется при создании промежуточных макетов или примерке изделия. Результатом разработки конструкции и лекал являются детали кроя, которые собираются в готовое изделие.
История возникновения методов конструирования
Первыми методами создания одежды были муляжные способы кроя. Принцип муляжа – это накалывание материала на фигуру для создания объема, драпировок, целого изделия или деталей. После фиксации ткани контуры переносят на бумагу для корректировки или работают непосредственно с тканью. Он также известен как макетный, муляжный или метод наколки. Такой способ применяется и сегодня для некоторых типов изделий:
  • для копирования исторического костюмы;
  • в корсетных изделиях;
  • при индивидуальном пошиве;
  • в изделия уровня haute couture со сложными драпировками;
  • при использовании новых материалов.


Позже, в начале XIX века возникли расчетно-графические методы построения конструкций одежды. Впервые их создали портные-практики, которые перенесли опыт ручного кроя и в простейшие формулы. Каждая страна в то время уже имела своих умельцев и системы кроя. В Европе известность получили:
  • британская система «дриттель»
  • французская система
  • немецкая методика Muller & sohn

С началом XX век в период индустриализации методы для индивидуального пошива постепенно были переработаны для использования на швейных фабриках. В СССР и странах СЭВ была разработана единая методика ЦНИИШП ЕМКО СЭВ, которая используется в России и сегодня.
Современные методики конструирования одежды
На территории СНГ практически применяются несколько расчетно-графических методик:
  • ЕМКО СЭВ для массового производства;
  • ЕМКО ЦОТШЛ;
  • ЕМКО для индивидуального отшива;
  • ВДМТИ для трикотажных изделий;
  • Немецкая Muller & sohn;

Каждая страна имеет школы кроя и портновского искусства, которые работают с признанными местными методиками, каждая из них имеет свои особенности.
Следующий этап в развитии методов проектирования чертежей одежды – усовершенствование САПР, систем автоматизированного производства одежды.  САПР используют в своей основе различные расчетные методики. Выбор конкретной системы проектирования зависит от типа производства и предпочтений конструктора. Преимущества САПР в современном производстве одежды заключаются в быстром использовании стандартных операций конструирования: изменение баз, моделирование, градация лекал.
Существуют и активно применяются трехмерные проекции и развертки одежды. Современные методы 3D конструирования и моделирования используется с применением компьютерных программ в промышленном дизайне любых объемных объектов, не только одежды и аксессуаров.